ИСРЗ – история нашего города
16 февраля 1951 года (67 лет назад) считается официальной датой основания старейшего предприятия нашего города – Ильичевского судоремонтного завода. После окончания Второй мировой войны была утрачена значительная часть торгового флота СССР. Поэтому правительство в конце сороковых годов приняло решение о строительстве крупного судостроительного завода в Черноморском бассейне и рабочего поселка при нем. Согласно приказа Министра судостроительной промышленности на нынешней территории морского порта Черноморск было начато возведение первых стапелей и производственных помещений завода №490. Именно необходимость строительства нового судостроительного завода определила и границы землеотвода для населенного пункта, первый генеральный план которого был разработан в 1950 году и включал 4 квартала малоэтажной застройки.
Строители завода начали работу в буквальном смысле на голых степных берегах Сухого лимана. Не было еще ни дорог, ни водопровода, ни жилья для работников. Строительство заводского поселка велось параллельно с сооружением верфей и корпусов судостроительного завода. Вся социальная инфраструктура – жилье, объекты культуры и здравоохранения также первоначально замыкалась на нуждах одного предприятия – завода №490. Именно в 1950-1957 годах и была заложена основа будущего города Ильичевска. Тогда строители создали основную инфраструктуру: главный водовод и артезианские скважины, линии электропередач и связи, железнодорожные ветки, автомобильные дороги и первые улицы, две котельные, здания школы и поликлиники, ряд предприятий быта и культуры, заложили первые парки и т.д. До конца 1954 года в Ильичевске было построено 85 жилых домов.
На первом этапе населенный пункт не имел собственного названия и в документах значился, как «рабочий поселок при судостроительном заводе №490». В августе 1953 года рабочему поселку был присвоен статус поселка городского типа и название Ильичёвск.
Завод назывался судостроительным №490 до 1957 года, был в подчинении министерства судостроительной промышленности и строил остро необходимые в послевоенное время сухогрузные баржи, траулеры, рыболовные сейнеры. Первым директором завода был Михаил Николаевич Сургучев.
С 1957 года завод перешел в подчинение Министерства морского флота и начал выполнять судоремонтные работы, также в дальнейшем на заводе были открыты литейное и контейнерное производства.
Название «Ильичевский судоремонтный завод» было присвоено предприятию в 1960 году. В этом промежутке времени директорами завода были Демянко Г. И., Верещак О.И, Матюшев Ф.А. Нужно отметить, что огромную роль в создании и развитии завода сыграл Алексей Евгеньевич Данченко.
5 августа 1958 года в Ильичевске было основано еще одно крупное предприятие – морской торговый порт. Производственные мощности ИСРЗ продолжили развитие уже на площадке в Малодолинском.
В период до «перестройки» в 90-х годах ИСРЗ обслуживал флот Черноморского морского пароходства. Когда экономическая реальность резко изменилась от плановой экономики к рыночной, и исчез поток судов ЧМП, заводу пришлось пережить трудные времена. К счастью, предприятие не только выстояло, но и сохранило специализацию и способность выполнять сложный ремонт судов. Старое название завода попало под закон о декоммунизации. При переименовании было решено сохранить известный в мире бренд и оставить в качестве названия аббревиатуру «ИСРЗ».
В Черноморске большинство семей так или иначе связаны с судоремонтным заводом. Для многих предприятие является родным, есть славные трудовые династии судоремонтников. Надеюсь, всем читателям будет интересно вспомнить исторические факты о том, как начинался наш город.
Строители завода начали работу в буквальном смысле на голых степных берегах Сухого лимана. Не было еще ни дорог, ни водопровода, ни жилья для работников. Строительство заводского поселка велось параллельно с сооружением верфей и корпусов судостроительного завода. Вся социальная инфраструктура – жилье, объекты культуры и здравоохранения также первоначально замыкалась на нуждах одного предприятия – завода №490. Именно в 1950-1957 годах и была заложена основа будущего города Ильичевска. Тогда строители создали основную инфраструктуру: главный водовод и артезианские скважины, линии электропередач и связи, железнодорожные ветки, автомобильные дороги и первые улицы, две котельные, здания школы и поликлиники, ряд предприятий быта и культуры, заложили первые парки и т.д. До конца 1954 года в Ильичевске было построено 85 жилых домов.
На первом этапе населенный пункт не имел собственного названия и в документах значился, как «рабочий поселок при судостроительном заводе №490». В августе 1953 года рабочему поселку был присвоен статус поселка городского типа и название Ильичёвск.
Завод назывался судостроительным №490 до 1957 года, был в подчинении министерства судостроительной промышленности и строил остро необходимые в послевоенное время сухогрузные баржи, траулеры, рыболовные сейнеры. Первым директором завода был Михаил Николаевич Сургучев.
С 1957 года завод перешел в подчинение Министерства морского флота и начал выполнять судоремонтные работы, также в дальнейшем на заводе были открыты литейное и контейнерное производства.
Название «Ильичевский судоремонтный завод» было присвоено предприятию в 1960 году. В этом промежутке времени директорами завода были Демянко Г. И., Верещак О.И, Матюшев Ф.А. Нужно отметить, что огромную роль в создании и развитии завода сыграл Алексей Евгеньевич Данченко.
5 августа 1958 года в Ильичевске было основано еще одно крупное предприятие – морской торговый порт. Производственные мощности ИСРЗ продолжили развитие уже на площадке в Малодолинском.
В период до «перестройки» в 90-х годах ИСРЗ обслуживал флот Черноморского морского пароходства. Когда экономическая реальность резко изменилась от плановой экономики к рыночной, и исчез поток судов ЧМП, заводу пришлось пережить трудные времена. К счастью, предприятие не только выстояло, но и сохранило специализацию и способность выполнять сложный ремонт судов. Старое название завода попало под закон о декоммунизации. При переименовании было решено сохранить известный в мире бренд и оставить в качестве названия аббревиатуру «ИСРЗ».
В Черноморске большинство семей так или иначе связаны с судоремонтным заводом. Для многих предприятие является родным, есть славные трудовые династии судоремонтников. Надеюсь, всем читателям будет интересно вспомнить исторические факты о том, как начинался наш город.